Защита от манипуляций требует осознанного подхода. Что я понимаю под осознанным подходом в защите от манипуляций? Для меня это систематическое обучение техникам распознования манипуляций, техникам ответа и реагирования на них, и развитие психологического фундамента. Психологический фундамент – это работа со своими страхами и убеждениями, на которые нас ловит манипулятор. В этом материале я отвечу на 3 вопроса:

Как можно распознать манипуляцию?

Какие бывают манипуляции?

Какая базовая психологическая работа нужна для противодействия манипулятору?

Как можно распознать манипуляцию?

В материале Как понять, что вами манипулируют писал подробно, но упрощенно есть два критерия:

  • вы действуете ради чужих целей, а не своих
  • вы чувствуете неудовлетворенность и сожаление

Какие бывают манипуляции?

Я выделил 8 основных типов манипуляции, которым мы подвергаемся во время общения.

  1. Смена внимания: вы не получаете прямой ответ на свой вопрос, манипулятор переводит разговор в другую область
  2. Рационализация: манипулятор оправдывает свои поступки фактами и событиями, он пытается показать вам “реальную причину” своего поведения. Таким образом он перекладывает беспокойство и проблемы со своих плеч на ваши.
  3. Запутывание вопросами: манипулятор старается перехватить инициативу разговора, отвечая на ваши вопросы своими собственными. Вопросы могут задаваться в дружественной форме, в форме давления, с испугом и прочими проявлениями эмоций.
  4. Избирательное внимание: манипулятор поддерживает ваш разговор только в выгодных ему аспектах, развивает диалог в моментах, важных для него.
  5. Обобщение: этот метод может иметь две формы. Первая напоминает отговорку, или так называемую “дружескую отговорку”, когда ваш оппонент отвечает что-то в стиле “да брось, это не так важно”, «это небольшая проблема, есть дела поважнее”, “все так считают”, “ так работает весь рынок” и т.д. Ваш вопрос или мнение обесцениваются, манипулятор показывает, что вы пришли с мелкой трудностью, которая даже не стоит обсуждения. Хотя сам манипулятор может понимать всю важность и серьезность вопроса, но своим поведением старается избежать ответа.
  6. Наивность: к сожалению, наивность вы можете встретить не только в ответах детей, которые не хотят делать уроки, выполнять домашние обязанности и т.д. Но и среди взрослых людей, которые хотят снять с себя ответственность, избежать наказания или сохранить статус.  В своих ответах манипулятор будет ссылаться на внешние причины, из-за которых он не смог правильно или вовремя среагировать. Манипуляторы используют такие отговорки, как “я не знал”, “меня не предупредили”, “это не зависело от меня”, “ой мне никто не сказал, что это моя задача”, “ а разве так нельзя было” и прочее.
  7. Давление, запугивание, ультиматумы: давление и запугивание могут быть абсолютно разной силы, от пустых фраз о возможных проблемах до реальных угроз. Манипулятор использует уловки в речи, из-за которых вы можете начать тревожиться о каких-то событиях, которых в реальности нет и, вероятно, не будет никогда.
  8. Вызов чувства вины: это давление на ваши стереотипы, особенности воспитания и культурного кода. Цель метода очень простая – сделать так, чтобы вам было стыдно, некомфортно, и вы прекратили продвигать свой вопрос или идею.

Существуют техники распознавания и реагирования на фразы-манипуляции. Но прежде чем осваивать методики нужно найти внутри себя фундамент, психологическую основу вашей устойчивости. Проще говоря у вас есть триггеры, крючки которые вас цепляют и программируют вас на поведение нужное манипулятору.

Какая базовая психологическая работа нужна для противодействия манипулятору?

Существует 4 состояния нашей психологии, определяющих поведение:

  • страх
  • агрессия
  • защита
  • удовольствие

Профессиональный манипулятор играет на этих чувствах, подкидывая вам ловушки и заставляет действовать в своих интересах. Непрофессионал тоже это использует, выбирая поведение и слова на животном, подсознательном уровне.

Давайте разберем несколько примеров.

  1. на страхе потерять работу ваши коллеги или руководители дают вам все больше и больше внеурочной “важной” работы. Посмотрите на тех, кто не боится потерять работу – редко можно заметить их в стрессе и усталости из-за постоянных переработок.
  2. ваша агрессия, как первая реакция на любую трудность или чужое мнение легко используется для дискредитации вас в глазах окружающих. Манипулятор может сказать, примерно такую фразу: “посмотрите, он/она в штыки воспринимает новые идеи и агрессивно отвечают, как можно считать такого человека адекватным/профессиональным? ”
  3. если вам свойственно защищаться и оправдываться, то любое давление собеседника вынудит вас подчиниться требованиям. В эти моменты люди говорят: “лучше я не буду с ними ругаться, сделаю как хотят, моя психика мне дороже”. Вот именно такой тип мышления нужен агрессору.
  4. представьте, что вы очень зависимы от похвалы и комплиментов. В таком случае вашему руководителю достаточно вас похвалить и признать исключительность. И вот уже вместо того, чтобы гулять в парке или проводить время с семьей, вы все выходные делаете новое срочное задание для своего боса.

Первым шагом нужно понять, что защита от манипуляций лежит в области ваших стереотипов и убеждений. Разберитесь в них, а после изучайте методы борьбы с манипуляцией.


Подписывайтесь на телеграм канал «Карьера и финансы» – это канал про финансовую грамотность, инвестиции, карьеру, личную эффективность и жизнь в достатке.