Зарплата социальных работников, и в частности учителей, увеличится на 9,8% уже с 1.01.2024г. Как, пишет IZ.ru, депутаты ЛДПР вышли с инициативой внести изменения в Закон «Об образовании в РФ», который бы установил оплату труда учителей не ниже двух с половиной МРОТ (19 242 рубля в месяц), что составит 48 105 руб.

На данный момент зарплата педагогов муниципальных учреждений должна быть не менее средней зарплаты учителя по региону.

Средняя зарплата учителя в Москве в 2024

Так средний доход учителей в Москве за 2022 г. составил 126,7 тыс. рублей, при этом в столице работают порядка 57 тысяч педагогов (источник). Учителя начальных классов в частных школах получают от 50 до 100 тыс. рублей, ниже фото вакансий с сайта HH.RU

zarplata uchiteley v moskve 2024
данные сайта hh.ru

Средние зарплаты учителей в регионах России 2024 году

По данным региональных порталов и региональных министерств образования зарплаты учителей составляют от 30 до 70 тысяч рублей. Конечно, верхняя планка доступна частным школам, но открытых вакансий не так-то и много.

Санкт-Петербург – 66 820 руб.

Севастополь – 42 785 руб.

Новосибирск – 63 957,2 руб.

Свердловская область – 35 000 руб.

Краснодар – 39 500 руб.

Сочи – 53 600 руб.

Владивосток – 30 000 руб.

Обзор средних зарплат учителя в разных городах России и свежие вакансии учителя смотрите на странице Профессия учитель.

В 2024 планируется ввести новую систему оплаты труда учителей, которая будет учитывать опыт и квалификацию. Так учителя высшей категории смогут получать дополнительные квалификационные надбавки.

Кому подходит профессия учителя?

Работа учителя подходит тем, кому самому интересно учиться, открывать новое и делиться этим опытом со своими учениками. Также эта работа подходит к тем, кто проявляет навыки и качества:

  • коммуникабельности
  • эмпатии
  • способности просто объяснять сложное
  • доброты
  • сострадания

Работа учителя уважаема в обществе, и подходит тем, кто готов брать повышенную ответственность, потому что родители доверяют своих детей учителям.

Какие учителя сейчас востребованны?

По данным Роструда самый большой спрос наблюдается на учителей математики, русского языка и литературы, и иностранных языков.

Где получить профессию учителя?

Посмотрим на самые популярные педагогические ВУЗы в России.

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
  3. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  4. Томский государственный педагогический университет
  5. Нижнегородский государственный педагогический университет имени Минина 
  6. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  7. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
  8. Новосибирский государственный педагогический университет
  9. Уральский государственный педагогический университет

Должностные обязанности учителя

  • Обучение и воспитание с учетом специфики предмета. 
  • Содействие социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
  • Обеспечение уровеня подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
  • Повышение профессиональной квалификации.
  • Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими).
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.

Должностная инструкция учителя (пример)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ МБОУ СОШ № 42

  1. Общие положения
    1.1. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период
    отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены
    на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется
    на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований
    законодательства о труде.
    1.2. Учитель должен иметь среднее специальное или высшее образование.
    1.3. Учитель подчиняется директору школы и заместителям директора школы.
    1.4. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации,
    Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением об
    общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации,
    решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех
    уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся: административным,
    трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда,
    техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными
    правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка,
    приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией),
    трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
  2. Функции
    Основными направлениями деятельности учителя являются:
    2.1. Реализация образовательных программ в соответствии с учебным планом школы.
  3. Должностные обязанности
    Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
    3.1. Своевременно и аккуратно заполняет журналы уроков, факультативов и
    дополнительных занятий.
    3.2. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики
    преподаваемого предмета проводит предметы и другие занятия в соответствии с
    расписанием в указанных помещениях.
    3.3. Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели
    классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
    3.4. В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства
    обучения. Реализует образовательные программы.
    3.5. Проводит с учащимися определенное количество контрольных, лабораторных и
    практических работ, а также необходимые учебные экскурсии.
    3.6. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного
    стандарта и несет ответственность за их реализацию в неполном объеме.
    3.7. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники
    безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
    · безопасное проведение образовательного процесса;
    · принятие мер по оказанию до врачебной помощи пострадавшему, извещение
    руководства и родителей о несчастном случае или заболевании ребенка в учреждении;
    · проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на
    учебных занятиях, воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном
    журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
    · организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда,
    дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах;
    осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
    3.8. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий
    контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие
    оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации отчетные
    данные.
    3.9. Несет ответственность о сообщении информации по успеваемости ученика
    родителям или лицам их заменяющих.
    3.10. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
    3.11. В соответствии с Уставом школы и в целях контроля за работой учителя
    обязательно участвует в последующем разборе уроков или других мероприятий
    воспитательного характера после посещения занятий представителями администрации.
    3.12. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации
    3.13. Готовит анализ образовательной ситуации по предмету в каждом классе и
    отчитывается по итогам четверти и года.
    3.14. Проводит занятия в четком соответствии с расписанием, утвержденным директором
    школы.
    3.15. Участвует в работе педагогических советов, совещаний, методических объединений,
    родительских собраний.
    3.16. Участвует в работе экзаменационной комиссии, готовит экзаменационные
    материалы.
    3.17. Проводит мониторинг обученности учащихся по своему предмету.
    3.18. Реализует внеурочную образовательную деятельность по своему предмету через
    консультации, факультативы, кружки, способствуя индивидуализации образовательного
    процесса.
    3.19. Соблюдает нормы этики в общении с коллегами, обучающимися и их родителями.
    3.20. Координирует свою педагогическую деятельность с коллегами для разработки
    общих подходов к образовательной деятельности в классе.
    3.21. Консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей.
    3.22. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
    3.23. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
    выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
    3.24. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы
    3.25. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
    3.26. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
    противопожарной защиты.
    3.27. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного
    процесса.
    Должен знать:
    3.28. Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения
    Правительства Российской Федераций и органов управления образованием по вопросам
    образования;
    3.29. Конвенцию о правах ребенка;
    3.30. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
    педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
    3.31. Методику преподавания предмета и воспитательной работы;
    3.32. Программы и учебники;
    3.33. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
    помещений;
    3.34. Средства обучения и их дидактические возможности;
    3.35. Основные направления и перспективы развития образования и педагогической
    науки;
  4. Права
    Учитель имеет право в пределах своей компетенции:
    4.1. Принимать участие в разработке программы развития школы;
    4.2. Вносить предложения по вопросам совершенствования учебно-воспитательного
    процесса;
    4.3.Устанавливать контакты с родителями учащихся и лицами, их заменяющими.
    4.4. Присутствовать на учебных занятиях и мероприятиях (без права входить в класс
    после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в
    течение занятия).
    4.5. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки,
    дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами
    о поощрениях и взысканиях.
    4.6. Повышать свою квалификацию.
  5. Ответственность
    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
    правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора
    школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных
    настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных
    настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших
    дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет дисциплинарную
    ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое
    нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
    применено увольнение.
    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
    физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может
    быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым
    законодательством и Законом Российской Федерации “Об образовании”. Увольнение за
    данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации работы учитель привлекается к административной
    ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным
    законодательством.
    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в
    том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных
    обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией,
    учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
    трудовым и (или) гражданским законодательством.
  6. Взаимоотношения. Связи по должности
    Учитель:
    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному
    исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
    6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную
    четверть. План работы утверждается заместителем директора школы не позднее пяти дней
    с начала планируемого периода.
    6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационнометодического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
    6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою
    компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

Подписывайтесь на телеграм канал «Карьера и финансы» – это канал про финансовую грамотность, инвестиции, карьеру, личную эффективность и жизнь в достатке.