Конфликт легче предупредить, чем решить. Тем не менее, нас постоянно окружают юридические, финансовые, семейные и бизнес-споры. Ранее мы писали о медиаторе — профессионале, который выступает третьей стороной и помогает не доводить до конфликта потенциальный спор, а уже если он случился, то помочь его решить.
Сегодня мы ответим на вопрос: как выбрать медиатора? Для этого поговорим с Алексеем Николаевичем Покровским.
- Лауреат премии «Медиатор года»,
- Тренер курса подготовки медиаторов ВГУЮ (РПА Минюста России),
- Входит в ТОП-20 Медиаторов России
Алексей, с какими сложностями сталкиваются клиенты при поиске медиатора?
Сориентироваться на отечественном рынке медиации, руководителю весьма непросто.
Первая проблема — это поиск «волшебных таблеток» позволяющих разрешать споры и конфликты по щучьему велению, по моему хотению. Поскольку есть желающие их купить, всегда найдутся желающие продать. Спрос, как известно, рождает предложение, и законы экономики никто не отменял.
Вторая проблема в том, что мы больше называемся, чем являемся, а также любим навешивать на себя и окружающих таблички: “Центр медиации и переговоров при…”, “Лаборатория конфликта”, “Коллегия посредников” и так далее, и тому подобное. Смысл этого понятен. У нас все еще пользуется уважением то, что является крупным, сильно офисным или создано при какой-то структуре.
На мой взгляд такие перегибы — это следствие неопытности отечественных бизнесменов в выборе и оценке медиатора. Да и, что греха таить, приложили к этому руку и сами медиаторы.
Порой желание получить заказ на медиацию приводит к тому, что начинающий медиатор хватается за любую жалобу, которую ему озвучивает клиент, не пытаясь обсуждать и развивать этот запрос.
Третья сложность в том, что на рынке медиативных услуг, настоящая пурга из всевозможных сертификатов, удостоверений и дипломов, поэтому найти специалиста, а не очередного выпускника онлайн — курсов, действительно не просто.
Медиатор — это профессия, и в нее, как в любую другую, приходят разные люди. Как же выбрать подходящего именно вам медиатора?
К сожалению, универсальных рецептов, гарантированно избавляющих от встречи с шарлатанами от медиации, — не существует. Однако за годы практики у меня сформировался ряд правил, которых рекомендую придерживаться, выбирая посредника.
Принцип первый: опасайтесь услужливых.
Если медиатор пытается вам понравиться, если соглашается со всем, что вы ему говорите, если сразу же старается продать вам медиацию — гоните его прочь.
Это шарлатан и работа с ним ничего не принесет вам, кроме разочарования, потерянного времени и денег. Уважайте тех, кто способен вам оппонировать, приводить значимые доводы, быть вашим «спарринг-партнером», а не «мальчиком для битья».
Принцип второй: определите задачу, для решения которой нужен медиатор.
Медиация – не панацея от всех организационных патологий и недугов, однако с ее помощью можно эффективно решать как задачи самой организации, так и людей в организации.
Принцип третий: определите, какой медиатор вам нужен.
Есть медиаторы, действующие на непрофессиональной основе. Это лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Иных требований к таким медиаторам закон не предъявляет.
Существуют медиаторы, действующие на профессиональной основе. По закону — это лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
Помимо закона, требования к такому типу медиаторов регламентированы профессиональным стандартом «Специалист в области медиации (медиатор). Он утверждён приказом Минтруда от 15 декабря 2014 г. № 1041 и в нём содержится функциональная карта данного вида профессиональной деятельности.
Если ваш спор уже принят к рассмотрению судом или вы хотите нотариально удостоверить ваши договоренности, вам нужен медиатор, действующий на профессиональной основе.
Обратите внимание, что среди профессиональных медиаторов, есть узкопрофильные специалисты, занимающиеся строго определенной категорией споров, например: банковскими, страховыми или медицинскими.
Это ценные и толковые специалисты, но будьте готовы к тому, что они занимаются только локальными задачами. Решение этих задач, в отрыве от других, приведут к изменениям в одной точке или в одном организационном процессе.
Привлекая таких специалистов, следует помнить о законе Стаффорда Бира: «Нельзя улучшить работу организации, улучшая работу одного ее элемента».
На рынке существует и другой тип профессиональных медиаторов, которые предпочитают работать с фирмой по широкому кругу взаимосвязанных задач, решая их одну за другой, настраивая и внедряя в компании систему управления конфликтами.
Работая по принципу, что организацию можно развивать только как целое, ваш локальный заказ на разрешение конкретного спора они смогут развить в комплексный продукт, поэтапная реализация которого даст максимальные результаты.
Принцип четвёртый: соберите максимум информации.
Пообщайтесь со своими знакомыми. Возможно, кто-то из них уже имел опыт работы с конкретным медиатором и может порекомендовать вам подходящего специалиста.
Используйте интернет и СМИ. Если специалист действительно занимается медиацией, а не только об этом рассказывает в соцсетях и на конференциях, у него, как правило, есть публикации, книги, статьи, видео, ученики, отзывы клиентов и т.д.
Предположим, мы собрали максимум информации и выбрали специалиста. После этого наступает время личной встречи. На что стоит обращать внимание при первой встрече, знакомстве с медиатором?
В разговоре поинтересуйтесь, как специалист пришел в медиацию? Что повлияло на его выбор? Это поможет понять его ценности и сравнить со своими. Опишите свои проблемы, задачи, тревоги. Попросите медиатора рассказать, как он может вам помочь в их решении.
Профессионал будет вас долго и внимательно слушать, задаст множество вопросов на понимание ситуации. Шарлатан попытается сразу продать вам медиацию.
Истинный профессионал будет щедро делиться с вами информацией (и возможно даже бесплатно), простым и доступным языком расскажет, что и как он планирует делать, свою роль и ответственность в этом процессе. Шарлатан будет многозначительно надувать щеки, использовать много умных слов, говорить о неких технологиях и методах.
Наконец, главное правило: не желайте быть обманутыми и вас не обманут. Не ищите «волшебные пилюли», и у вас будет шанс встретить настоящего профессионала.
А как становятся настоящими профессионалами?
Личный опыт, подсказывает мне, что полезные для бизнеса медиаторы (вредные, к сожалению, тоже встречаются), чаще всего, получаются из тех, кто до прихода в медиацию, уже имел опыт собственого бизнеса, может даже и неудачный опыт. Он наступал уже на многие грабли, как и его клиенты, набил шишки, поуправлял бизнесом, поработав в разных ипостасях и областях, получили в итоге то неосязаемое, что называется опытом, чуйкой, пониманием, видением и т.д.
В комментарии к статье «Кто такой медиатор и чем он занимается» вы говорили об уровне понимания проблемы, который есть у медиатора с личным бизнес-опытом. Можете пояснить в чем она заключается?
Когда звучит существительное качество, какое прилагательное вам хочется добавить? Очевидно, что высокое.
А когда вы слышите слово издержки, что в первую очередь вам хочется с ними сделать? Наверное, сократить.
Это совсем не обязательно и зависит от того, на каком рынке работает компания и что конкретно она производит.
Так же и с конфликтами в бизнесе. Есть конкретная ситуация и люди, которые в ней живут и работают. Задача медиатора понять, что это за люди? Что для них важно? Какие причины привели к конфликту и почему они сами не могут из него выйти? Чтобы ответить на эти вопросы, медиатору необходимо глубоко разбираться в предмете конфликта.
Подобная глубина — это скорее уровень консультанта по управлению. И не с точки зрения применяемых технологий и инструментов (хотя некоторые из них мне удалось адаптировать для использования в медиации), а степени погружения в клиентскую организацию.
К сожалению, а может, к счастью, такой уровень понимания нельзя приобрести, занимаясь правовым, финансовым или психологическим консультированием. Это, безусловно, важные, нужные и полезные для бизнеса услуги, только совсем иного свойства. Как гласит одна бизнес — мудрость: «Что менеджеру хорошо, то юристу смерть».
Отдав юриспруденции более двадцати лет, я теперь понимаю, что не юридическая практика, а именно неудачные попытки «сделать бизнес», позволили мне осознать масштаб проблемы и привели в Школу консультантов по управлению при РАНХиГС, под руководством профессора А.И. Пригожина, которую я успешно окончил в 2012 году.
Получив диплом консультанта по управлению и до окончательного перехода в медиацию, я несколько лет «в полях» постигал на практике нюансы и особенности «русской модели управления», а также получал опыт разрешения деловых конфликтов, которыми эта самая модель изобилует.
Поэтому ключевая компетенция полезного медиатора – умение быть на одной волне с владельцами, руководителями и партнерами. Быстро понимать, как тут все устроено, а также из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор.
Выше вы сказали фразу «полезный медиатор», что имеете в виду?
Полезный медиатор не работает с задачей, как это делают юристы или консалтинговые фирмы. Вашу тревогу, смутное беспокойство, а также энергию противоречия, он помогает трансформировать в прочные договоренности за счет конструктивного диалога, учета потребностей каждой стороны и юридической упаковки договоренностей.
Полезный для бизнеса медиатор — это всегда штучный товар, глубоко, разбирающийся в предмете. Вызывайте именно такого специалиста.